Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© О.В.Чиркунова, 2002 г.
УДК 616—058
Поступила 9.01.2002 г.

О.В.Чиркунова

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Динамика приоритетных показателей здоровья населения на микротерриториях крупного промышленного города

Стратегическим направлением деятельности учреждений Госсанэпидслужбы на 2002—2010 гг. является совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга с применением методов оценки и управления риском в рациональном сочетании с эпидемиологическим анализом связи здоровья населения с техногенным загрязнением среды обитания [1]. Актуальным является создание информационно-аналитических систем для оценки здоровья населения, проживающего на территориях повышенного медико-экологического риска, для разработки профилактических и оздоровительных мероприятий [2].

Цель работы — мониторинг медико-демографических показателей на микротерриториях промышленного города, анализ тенденций за последнее десятилетие XX века.

Материал и методы.

Сотрудниками кафедры общей гигиены и экологии НГМА разработана и апробирована методология комплексной медико-экологической экспертизы жилой зоны на разноуровневых территориях: город — районы (8) — микротерритории (200), которая позволила выявить локальные зоны медико-экологического неблагополучия и реализовать на них целенаправленные программы природоохранных мероприятий и оздоровления населения [3,4].

Выполнен анализ результатов мониторинга здоровья, проведенного в 1989—1997 гг. на 57 микротерриториях Н.Новгорода (в пределах границ двух административных районов), площадь которых составила 28,5% всей территории, на которой проживало 35,0% населения города.

Создан компьютерный банк данных, содержащий информацию о 56733 случаях смерти и 11737 случаях онкологической заболеваемости в 1989—1997 гг., изучены показатели здоровья жителей на каждой из 57 микротерриторий. Построены карты-схемы и векторные диаграммы (с использованием методов интегральных оценок и интегральной энтропии), позволяющие наглядно оценить исследуемые показатели.

Сформированный информационный блок «здоровье населения» наряду с данными о среде обитания дает возможность оценить причинно-следственные связи на уровне микротерриторий [5].

Возрастная структура населения оценена с использованием классификации Зундберга, модифицированной для микротерриторий. Здоровье населения оценивали по показателям общей смертности, смертности от ведущих причин, онкологической заболеваемости с учетом особенностей в отдельных возрастных и половых группах. Проведен расчет стандартизованных показателей (за стандартное распределение выбран возрастно-половой состав населения города по переписи 1989 г.). Анализ показателей осуществляли параметрическими методами вариационной статистики (М, s, V). Для выявления возрастных периодов наибольшего риска был использован кумулятивный показатель частоты случаев смерти и онкологических заболеваний, а для доказательства статистических различий между группами — критерий согласия Колмагорова — Смирнова.

Для определения информативной ценности полученных данных применяли методы статистического анализы (t-тест, однофакторный дисперсионный, регрессионный, корреляционный анализ, анализ динамических рядов) на ПЭВМ типа IBM PC/AT с использованием пакета прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 5.0. Создание баз данных и реализация методик, не представленных в этом пакете, выполнены в форме электронных таблиц MS Excel 97.

Результаты и обсуждение.

Возрастная структура населения микротерриторий в целом, как в начале периода наблюдения, так и в конце исследования соответствовала регрессивному типу (по классификации Зундберга), так как имелось выраженное преобладание удельного веса лиц старшей возрастной группы (29,8 и 30,9%) над детским населением (20,2 и 15,3% соответственно). Трудоспособное население составляло более половины всей его численности — 50,0 и 53,8%. Однако отмечалась неблагоприятная тенденция, связанная с недостаточным пополнением населения за счет низкой рождаемости и вымиранием лиц старшей возрастной группы.

При изучении демографической ситуации установили, что за 9-летний период численность населения уменьшилась на 0,9% при неизменных границах административных территорий, что позволяет утверждать о наличии депопуляционных процессов. Эти данные полностью согласуются с официальной статистикой: с начала 90-х годов для города в целом была характерна естественная убыль населения. Существенные изменения произошли и в отдельных возрастных группах. Наиболее выражено уменьшение численности детей — на 24,7% (средний ежегодный темп снижения составил 3,5%) при одновременном увеличении доли лиц в возрасте 15—49 лет — на 6,3% и удельного веса пожилых — на 2,4% (средний ежегодный темп прироста 0,8 и 0,3% соответственно).

Анализ медико-демографических показателей выявил, что плотность распределения показателей, характеризующих состояние здоровья населения, неоднородна и пространственно варьирует, отличаясь на уровне микротерриторий. К неблагоприятной тенденции можно отнести уменьшение почти на всех микротерриториях доли детей: от 2,8 до 10,3%, что накладывает негативный отпечаток на все медико-демографические показатели.

Отмечен выраженный перевес женского населения, преимущественно за счет лиц в возрастной группе 50 лет и старше (60,6 и 63,9% женщин). В группах «детей» и «родителей» различия менее выражены (соответственно 49,3 и 48,7% девочек и 49,8 и 52,8% женщин).

Смертность населения является наиболее объективным критерием, отражающим самую близкую к действительности и емкую информацию о здоровье населения. Уровень смертности населения на микротерриториях в начале и конце исследования, согласно шкале коэффициентов общей смертности, расценивался как средний (11,2±0,2 и 12,6±0,2‰). Наибольшее значение показателя было зарегистрировано в 1995 г. — 15,4±1,2‰. Средний ежегодный темп прироста за период исследования составил 1,8%. Стандартизованный по возрасту показатель смертности также характеризовался тенденцией к росту (11,1±0,4 и 12,1±0,2‰). Уровень смертности мужчин был стабильно выше, чем женщин. Если в 1989 г. коэффициент общей смертности у мужчин составлял 11,5±0,2‰, а у женщин 10,9±0,2‰, то в 1997 г. он был соответственно 13,4±0,3 и 12,1±0,2‰.

Структура причин смерти на микротерриториях была неизменна на протяжении 9 лет. Основными причинами случаев смерти были болезни системы кровообращения — 55,8%, злокачественные новообразования — 16,7%, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин — 9,1%, болезни органов дыхания — 3,0% и болезни органов пищеварения — 2,4%. Все эти данные свидетельствуют о стабильности сложившихся процессов естественной убыли населения .

Средний возраст умерших от всех причин на микротерриториях на протяжении 90-х гг. составил 66,9±0,3 года. Наименьшее значение показателя было зарегистрировано в 1995 г. — 64,6±0,2 года, однако в целом за период исследования отмечена тенденция к увеличению среднего возраста умерших (средний ежегодный темп прироста составил 0,14%). У мужчин смерть от всех причин наступала в более раннем возрасте (60,53±0,7 года), чем у женщин (71,6±0,3 года). Разница в среднем возрасте умерших мужчин и женщин составляла 11 лет. Возраст умерших от различных причин в течение всего периода наблюдения существенно варьировал. При болезнях системы кровообращения он в среднем составлял 74,1±0,2 года, при злокачественных новообразованиях — 63,9±0,5 года, при болезнях органов дыхания — 62,1±1,5 года, при болезнях органов пищеварения — 61,6±1,8 года. Наименьший средний возраст умерших — 44,5±0,3 года отмечен у лиц, погибших от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин. Самые высокие кумулятивные показатели частоты случаев смерти у мужчин получены в возрастных группах 61—65 лет, у женщин — 81—85 лет, а в трудоспособном возрасте — 41—45 и 46—50 лет соответственно (K(l)=1,45; р=0,03). Результаты свидетельствуют о повышенном риске смерти в данных половозрастных группах.

В перечне приобретенных показателей системы социально-гигиеничного мониторинга одно из ведущих мест занимает заболеваемость злокачественными новообразованиями. Уровень первичной онкологической заболеваемости в 1989 г. составил 245,0±0,8‰, а к 1997 г. возрос до 376,0±0,9‰ (средний ежегодный темп прироста 3,4%). Стандартизованный коэффициент онкологической заболеваемости также постоянно увеличивался (224,0±0,9 и 351,0±0,8‰ соответственно). Вариабельность этих показателей на микротерриториях в 1997 г. представлена на рисунке. Рост числа заболевших с учетом специфики демографической ситуации свидетельствует об истинном росте онкологической заболеваемости [6]. Мужчины заболевали чаще, чем женщины. Если в 1989 г. уровень онкологической заболеваемости у мужчин составил 290,0±0,1‰, а у женщин — 216,0±0,1‰, то к 1997 г. — 400,0±0,1 и 357,0±0,1‰ соответственно. Однако средний ежегодный темп прироста заболеваемости женщин был выше (6,7 против 4,8%).

а: — стандартизованные показатели;
а: — стандартизованные показатели;
б: — интегральные показатели;
б: — интегральные показатели;
Сравнительная оценка показателей первичной онкологической заболеваемости на микротерриториях: 1—57 — номера микротерриторий; п — прогрессивный тип возрастной структуры; с — стационарные; р — регрессивные; а: — стандартизованные показатели; — общие коэффициенты; б: — интегральные показатели; — показатели интегральной энтропии

Установлена существенная разница в уровне онкологической заболеваемости в различных возрастных группах с выраженной тенденцией к повышению в конце периода исследования во всех возрастных группах. У пожилых наблюдалось более выраженное увеличение уровня онкологической заболеваемости с 711,01±0,2 в 1989 г. до 1034,0±0,3‰ в 1997 г. Детское и трудоспособное население по данному показателю характеризовалось менее выраженными изменениями. Регрессионная модель многолетней динамики позволила провести среднесрочное экстраполяционное прогнозирование на ближайшие 1—2 года по уравнению линии тренда (y=0,659x2+11,126x+233,5; R2=0,95). Таким образом, на основе своевременного обновления созданного компьютерного банка данных возможно получение прогнозных значений онкологической заболеваемости населения на микротерриториях города.

В структуре онкологической заболеваемости на микротерриториях чаще всего регистрировался рак легкого — 14,0%, рак желудка — 13,8%, рак толстого кишечника — 10,8%. Выражены половые различия: приоритетное место у мужчин занимал рак легких (25,7%), у женщин — рак молочной железы (18,2%).

Самые высокие кумулятивные показатели частоты случаев онкологических заболеваний у мужчин получены в возрастных группах 61—65 лет, у женщин — 66—70 лет (К(l)=1,48; р=0,05), а в трудоспособном возрасте — 41—45 и 46—50 лет соответственно.

Заключение.

Негативные тенденции в демографической ситуации, характерные для России на протяжении 90-х гг., четко прослеживались и в городе, и на уровне микротерриторий. Продолжался процесс постарения населения с одновременным снижением его численности, некомпенсируемым даже за счет миграции. Регрессивный тип возрастной структуры являлся приоритетным для большинства микротерриторий в начале (69,0%) и в конце исследования (71,0%). Снижение численности населения микротерриторий происходило в основном вследствие низкой рождаемости. Среди особенностей демографических процессов наряду с постарением населения отмечались выраженная возрастно-половая диспропорция, повышение уровня общей смертности. Уровень смертности населения на микротерриториях за период 90-х гг. имел тенденцию к повышению с максимальным значением в 1995—1996 гг. в полном соответствии с общероссийским демографическим кризисом. Смертность среди мужского населения была значительно выше, чем женского, и умирали мужчины в более раннем возрасте. Отмечена тенденция к росту смертности у трудоспособного населения со средним темпом прироста за весь период 2,8%.

Уровень первичной онкологической заболеваемости на микротерриториях за период 90-х годов имел тенденцию к повышению с максимальными значениями в 1995—1996 гг. Мужчинам чаще диагностировали злокачественные новообразования, но темп прироста заболеваемости женщин был выше.

Методология микротерриториального анализа показателей здоровья населения более адекватна цели и задачам социально-гигиеничного мониторинга, в частности для расчетов комплексной антропогенной нагрузки, гигиенического ранжирования жилой зоны по степени санитарно-эпидемиологического и экологического неблагополучия.

Литература

  1. Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 1 июня 2000 г. № 426. М; 2000.

  2. Стратегия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях социально-экономического развития России на период до 2010 года. М; 2001; с. 51.

  3. Матвеева Н.А. Медико-экологическое картирование Нижнего Новгорода: Здоровье населения и природная среда. — Н.Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии; 1998; 17 с.

  4. Матвеева Н.А., Грачева М.П. Медико-экологическая экспертиза качества окружающей среды и здоровья населения на микротерриториях жилой зоны города. Нижегор мед журнал 1999; 3: 49—52.

  5. Божатков Д.К. Эколого-гигиеническая оценка микротерриторий жилой зоны промышленного центра по показателям здоровья населения и загрязнению атмосферного воздуха. Дис. … канд. мед. наук. Н.Новгород; 1998.

  6. Дятченко О.Т., Худолей В.В., Шабашова Н.Я. Злокачественные новообразования в общей системе состояния здоровья населения РФ. Вопросы онкологии 1996; 4: 80—88.









Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь