Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

©А.А. Мерзлякова, А.Ф. Добротина, Н.А. Егорова, 2002 г.
УДК 618.3—06
Поступила 05.10.2002 г.

А.А. Мерзлякова, А.Ф. Добротина, Н.А. Егорова

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Показатели аутоиммунных антител и состояние системы гемостаза у беременных с рано развившимся гестозом

Одной из проблем современного акушерства остается изучение этиопатогенеза гестоза, частота которого колеблется от 7 до 16% [1]. В настоящее время существует большое количество теорий развития гестоза (неврогенная, гормональная, почечная, плацентарная, иммунологическая, генетическая), но ни одна из них не может полностью ответить на все вопросы его генеза.

Роль иммунных нарушений в патогенезе гестоза до сих пор дискутируется, хотя в литературе имеются сведения о том, что иммунологические процессы не только способствуют развитию гестоза, но и обусловливают степень его тяжести 2, 3.

В последние годы появились работы, в которых указывается на связь развития гестоза с выработкой аутоантител. Многие исследователи отмечают, что у беременных после перенесенного тяжелого гестоза встречаются высокие уровни антител к фосфолипидам (4, 5). Наличие антинуклеарных антител ассоциируется с развитием гестоза, задержкой внутриутробного развития плода 6. Присутствие аномальных аутоантител способствует повреждению сосудов в плаценте, вследствие чего нарушается маточно-плацентарное кровообращение, а также происходит активация внутрисосудистого свертывания 7.

Такую концепцию поддерживают и сообщения об отложении иммунных комплексов, компонентов комплемента на эндотелии сосудов плаценты при плацентарной недостаточности у беременных с гипертензивными нарушениями, аутоиммунными заболеваниями и/или признаками идиопатической задержки внутриутробного развития плода 8.

Цель исследования — определение уровня антикардиолипиновых антител и антител к нативной ДНК у женщин с ранним развитием гестоза, а также изучение влияния аутоантител на показатели системы гемостаза у обследуемых.

Материалы и методы.

Обследовано 29 беременных женщин с гестозом, возникшим в сроки до 30 нед беременности, средний возраст которых 28,5±7 лет.

Антитела к кардиолипину и нативной ДНК определялись иммуноферментным методом, разработанным в НИИ эпидемиологии и микробиологии (Н.Новгород), в III триместре беременности.

Для гемостазиологических исследований кровь брали из локтевой вены. В качестве стабилизатора использовали 3,8% раствор трехзамещенного натрия в объемном соотношении 1:9. Концентрацию фибриногена определяли по методу Рутберга, активированное время рекальцификации, активированное частичное тромбопластиновое время, протромбиновый индекс, тромбиновое время, активность антитромбина-III — гепарина — с помощью одноканального коагулометра TROMBOTRACK-1, фибринолитическую активность плазмы — по методу Ko­walski, тромбоцитарную агрегацию — методом фотометрирования плазмы на агрегометре TROMLITE. В качестве индукторов агрегации использовали раствор АДФ, суспензию ристомицина, раствор адреналина в стандартном разведении.

Первородящих беременных было 10 человек, первородящих повторнобеременных — 6 человек.

У 5 женщин в анамнезе имелись хронические воспалительные заболевания женских половых органов, из соматических заболеваний у 7 женщин — хронический тонзиллит, частые ангины в детстве, у 3 — ожирение 1-й степени, у 6 — нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу.

Течение данной беременности осложнилось угрозой выкидыша в I триместре — у 4, во II триместре — у 2, угрожающими преждевременными родами — у 2 женщин.

Анемия легкой степени выявлена у 12 женщин (в сроки 24—32 нед беременности). Проявления гестоза наблюдались в сроки 22—38 нед.

Патологическая прибавка массы тела, отеки наблюдались у 22 беременных в сроки 22—30 нед, протеинурия развилась у 9 беременных в сроки 24—38 нед, гипертензия — у 16 беременных в сроки 22—32 нед беременности.

Нарушение маточно-плацентарного кровотока (НМПК) выявлено у 12 женщин в сроки 23—37 нед (1а стадии—у 9 беременных, 1б стадии — у 3).

В ходе исследования беременные с гестозом были разделены на 2 группы: с гестозом без НМПК (1-я группа), с гестозом и НМПК (2-я группа), которая в свою очередь была разделена на подгруппы: с гестозом и НМПК la стадии (2а группа) и группа с гестозом и НМПК 1б стадии (2б группа).

Статистическую обработку данных проводили с помощью программного продукта «Microsoft Excel».

Результаты и обсуждение.

В результате исследований установлено, что показатели антител к кардиолипину и нативной ДНК достоверно не отличались в обеих группах (табл. 1).

Таблица 1
Показатели аутоиммунных антител у беременных с гестозом и НМПК

При сравнении показателей аутоантител в группе беременных с гестозом и НМПК 1а стадии и группе с гестозом и НМПК 1б стадии выявлена тенденция к увеличению их значений по мере прогрессирования нарушения кровотока (табл. 2).

Таблица 2
Показатели аутоиммунных антител у беременных с гестозом и НМПК 1а и 1б стадий

Исследования последних лет показали, что для гестоза характерны дисфункция эндотелиальных клеток и системный вазоспазм 9. Одной из причин этих патофизиологических нарушений гемостаза, по-видимому, являются аутоантитела, которые способны влиять на функциональное состояние эндотелиальных клеток и приводить к спазму сосудов путем изменения соотношения простациклин/тромбоксан в сторону преобладания тромбоксана. Так как простациклин препятствует внутрисосудистой агрегации тромбоцитов, предполагают, что его недостаточная продукция эндотелиальными клетками является причиной тромбоза 10. Аутоантитела могут влиять на все функционально-структурные компоненты гемостаза: сосудисто-тромбоцитарный, коагуляционный, противосвертывающую и фибринолитическую системы 11.

Оценка состояния системы гемостаза у беременных обеих групп представлена в табл. 3. Из нее видно, что у беременных с рано развившимся гестозом и НМПК оно свидетельствует о более выраженной активации тромбоцитов: повышена агрегация, индуцированная АДФ (р=0,04), есть тенденция к увеличению агрегации, индуцированной адреналином (р=0,08) и ристомицином (р=0,08). В плазменном звене гемостаза у этих беременных отмечается гиперкоагуляция. Выявлена тенденция к повышению уровня фибриногена (р=0,06). Повышена активность фибринстабилизирующего фактора ХШ (р=0,05). Отмечается тенденция к снижению активности фибринолитической системы (р=0,09). Достоверно снижено количество тромбоцитов (р=0,04).

Таблица 3
Состояние системы гемостаза у беременных (29—32-я недели беременности)
Примечание: АВР — активированное время рекальцификации; АЧТВ — активированное частичное тромбопластиновое время.

Заключение.

Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что у беременных с рано возникшим гестозом и НМПК по сравнению с беременными с рано возникшими гестозами, но без НМПК имеется состояние повышенного коагуляционного потенциала крови.

Так как по мере прогрессирования НМПК у беременных с рано возникшим гестозом в ходе исследования выявлена тенденция к повышению уровня антител к кардиолипину и нативной ДНК, очевидно, что беременные женщины с гестозом нуждаются в обследовании на наличие данных антител и оценке системы гемостаза для своевременного выявления нарушений и их коррекции.

Нарушение в системе гемостаза у беременных с гестозом и НМПК отчасти связано с выработкой антител к кардиолипину и нативной ДНК и нуждается в дополнительном изучении.

Литература

  1. Серов В.Н., Стрижаков А.Н., Маркин С.А. Практическое акушерство: руководство для врачей. М: Медицина; 1989; с.34—38.

  2. Говалло В.И. Иммунология репродукции. М: Медицина; 1987; с. 304—305.

  3. Стрижова Н.В. и соавт. Комплексная оценка ФПС при гестозах различной степени тяжести. Акушерство и гинекология 1991; 10: 13—16.

  4. Громыко Г.Л. Роль антифосфолипидного синдрома в развитии акушерских осложнений. Журнал акушерства и женских болезней 1998; 2: 49—54.

  5. Rao A.A., Ananthakrishna N.C. Anticardiolipin antibodies in preeclampsia. Int f Gynaecol Obstet 1992; 38(1): 37—40.

  6. Clark F.L., Greenwood P. Antiphospholipid syndrome in pregnancy: а diagnostic dilemma. Mod f Aust 1994; 160(4): 217—218.

  7. Incerpi H.H., Banks E.N. et al. Significance of antinuclear antibody testing in unexplained second and third trimester fetal deaths. J Matem Fetal Mod 1998; 7(2): 61—64.

  8. Громыко Г.Л., Шпаков А.О. Современные представления о механизмах регуляции кровообращения в плаценте при физиологической и осложненной беременности. Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов 1995; 4: 35—41.

  9. Harris E.N. Cross reactivity ofantiphospholipid antibodies. Clin Lab Immunol 1985; 16: 1—6.

  10. Taylor R.N. Pregnancy outcome in patients with preeclampsia. Amer f Reprod Immunol 1997; 37(1): 79—86.

  11. Rote N.S. Immunology of Reproduction. Ed. R. K. Nas. New York; 1993; р. 146—167.








http://www.12talerov.ru тип металлоискатель купить.
Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь