Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© В.В.Зимин, 2002 г.
УДК 616.44—07:5365
Поступила 11.11.2002 г.

В.В. Зимин

Областной клинический диагностический центр, Нижний Новгород

Радиотермометрия в диагностике заболеваний щитовидной железы

Все известные методы определения температуры тела (тепловидение, термография, в том числе и жидкими кристаллами) отражают косвенно внутритканевую температуру, фиксируя ее с поверхностных слоев кожи. Термография, например, позволяет опосредованно измерять температурный градиент над патологическим очагом, а не внутри его. Поэтому регистрируемое инфракрасное излучение зависит не только от уровня обменных процессов в очаге, степени его кровоснабжения, возраста и конституционального типа человека [1], но и от макроскопических и топографических особенностей данного очага [2]. Для медицинских исследований более важно измерение глубинной температуры тканей и органов, так как она является интегральным показателем уровня биоэнергетических процессов и может служить свидетельством их морфофункционального состояния. Всем этим задачам отвечает радиотермометрия (СВЧ-радиотермометрия).

Первые работы по измерению глубинной температуры тела человека относятся к 1974 г. (B.Enander, C.Larson, 1974), когда была предпринята попытка применить радиоастрономический метод измерения слабых тепловых сигналов астрономических объектов в медицине с учетом особенностей измерения биологических тканей. В последующем A.H.Barret, P.C.Myers (1975) предложили для медицинских целей использовать радиотермометры в сантиметровом диапазоне. Разработкой новых медицинских радиотермометров занимались и отечественные ученые (Троицкий В.С. с соавт., 1976; Рахлин В.Л. с соавт., 1982). Ими были предложены различные дециметровые СВЧ-системы, позволяющие измерять интегральную внутритканевую температуру на глубину до 18—20 см 3.

Применение СВЧ-радиотермометрии в медицинской практике как у нас в стране, так и за рубежом пока носит ограниченный характер в связи с только начинающимся освоением серийного выпуска данного типа приборов. Поэтому в литературе мало фактического клинического материала.

Имеются сведения об использовании данного метода в неврологии, в диагностике заболеваний нервной системы, в лечении хирургической патологии, в гинекологии и урологии 3, в травматологии 4, в маммологии и онкологии 5, в педиатрии 6, 7, в гинекологии и акушерстве 8, 9, клинической ангиологии 10 и ряде других отраслей медицины 11—15.

По мнению большинства авторов, дециметровая СВЧ-радиотермометрия благодаря простоте исследования, неинвазивности и безвредности может иметь перспективы при разработке новых способов диагностики и контроля за эффективностью лечения при патологии различных органов и систем организма.

В основе радиотермометрии лежит измерение теплового радиоизлучения, так как известно, что все физические тела, имеющие температуру выше абсолютного нуля (—273°С), согласно закону Планка, излучают электромагнитные волны, это излучение является тепловым. Процесс происходит за счет хаотического движения в любом теле элементарных зарядов — электронов, ионов. Частота и интенсивность электромагнитного излучения определяются скоростью движения, протяженностью пути и величиной зарядов. Так как тепловое движение заряженных частиц хаотическое, т.е. в любой момент времени в этом процессе могут участвовать частицы с разными скоростями, с различными протяженностями пути и с всевозможными направлениями, то и электромагнитное излучение может иметь любые частоты — от нуля до бесконечности. Такое радиоизлучение, имеющее сплошной спектр частот, называется шумовым. Мощность этого шумового радиоизлучения зависит главным образом от температуры, а следовательно, измерив его мощность, можно узнать температуру тела 3.

Следует отметить одно из основных положительных качеств СВЧ-радиотермометрии. Участок, с которого происходит съем информации, представляет собой не точку или площадь покрова тела человека, а объем в виде усеченного конуса, верхняя площадка которого соответствует площади антенны, телесный угол равен углу апертуры, а высота соответствует глубине проникновения волн из тканей человека и составляет от 3 до 17 см 16.

Щитовидная железа как орган представляет собой очень удобный объект для измерения температуры вследствие поверхностной анатомической локализации, интенсивной васкуляризации и симметричности. Это обусловливает простоту радиотермической диагностики. Конечно, как и в других случаях, возникают трудности интерпретации полученных результатов, связанные с размерами железы, невозможностью ее полной изоляции от соседних органов, изменчивостью васкуляризации. При исследовании шеи на термограммах могут отмечаться различные артефакты. Поверхностно расположенные вены, возраст пациента, складки шеи, колебания температуры окружающей среды могут обусловить участки гипертермии, что может привести к диагностическим ошибкам 17. Однако термометрия (термография) передней поверхности шеи в комплексе с другими методами исследования нашла стабильное применение при дифференциальной диагностике тиреопатий с другими заболеваниями, в том числе и с воспалительными, со срединными и боковыми кистами шеи, раком гортани с наличием метастазов, липомой, лимфогранулематозом, аберрантной щитовидной железой 17, 18.

По данным В.И.Зеновко 18—20, при термографическом исследовании передней поверхности шеи у практически здоровых лиц в проекции гортани, грудино-ключично-сосцевидных мышц, ключиц определяется снижение тепловой эмиссии. Повышение температуры отмечается в проекции яремной вырезки грудины, надключичных областей и сосудистого пучка.

При обследовании больных с узловым нетоксическим зобом на термограмме в проекции щитовидной железы определяется термоасимметрия вследствие снижения температуры в области узла в пределах 0,2—0,7°С по сравнению с температурой в противоположной симметричной области и окружающих тканей 2, 18, 19. По данным других авторов 21, 22, средний показатель температуры над узлом (даже при отсутствии функциональной активности по данным сканирования) оказывался приблизительно выше на 1°С по сравнению с симметричной областью.

Стойкая гипотермия отмечается в проекции щитовидной железы у больных с зобом Хашимото 19, 23. Средний показатель разницы температур симметричных областей щитовидной железы при тиреоидите Хашимото, по данным других исследователей 24, составляет 1,5±0,33°С.

У оперированных по поводу токсического зоба больных, у которых в послеоперационном периоде развился гипотиреоз, при термографии на передней поверхности шеи определяется гипотермия (Dt°=2,8°С) 25—28. При аутоиммунном тиреоидите в области щитовидной железы определяется неоднородная тепловая картина с чередованием гипо– и гипертермии с выраженной гипотермией по краям щитовидной железы 29.

У больных с диффузным токсическим зобом в проекции щитовидной железы определяется гипертермия с повышением температуры на 0,3—1,1°С по сравнению с температурой в области гортани 23, 30. По другим данным, этот перепад может составлять 2—3°С 31, 32. Площадь гипертермии, как правило, превышает размеры пальпируемой увеличенной щитовидной железы, при выраженном тиреотоксикозе площадь и интенсивность ее больше. Очаги гипертермии в области железы характеризуются неоднородностью, несимметричностью, иногда перемежаются с очагами гипотермии. У данных больных через 1—2 нед после окончания консервативного лечения наряду с уменьшением проявлений тиреотоксикоза отмечается снижение температуры в проекции железы на 0,3—0,5°С по сравнению с исходной 19. У некоторых больных температура остается на том же уровне, что и до лечения, хотя клинически определяется значительное уменьшение проявлений тиреотоксикоза.

Следует отметить, что у больных тиреотоксикозом, у которых в процессе терапии применялись кортикостероиды, через 5—10 дней после начала лечения в проекции железы выявлялась стойкая гипотермия. Провести параллель между степенью снижения температуры и динамикой тиреотоксикоза не удалось 19, 20. Тем не менее Г.А.Орлов с соавт. в 1982 г. 33 пришли к выводу, что данные инфракрасной термографии могут быть использованы в качестве критерия оценки эффективности консервативного лечения тиреотоксикоза мерказолилом и зависят от степени его тяжести.

При узловом токсическом зобе определяется очаг гипертермии в проекции узла с повышением температуры на 1,9—2,0°С по сравнению с температурой окружающих тканей 1, 34, по другим данным температурная разница составляла 0,5±0,03°С 24, 1,2±0,2°С 2. Установлено, что при диффузно-узловом зобе и токсикозе в состоянии гиперплазии щитовидной железы в большинстве случаев гипертермия является равномерной, хотя в ряде случаев на фоне гипертермии определяются очаги с более низкой температурой 1, 2. По данным других авторов 22, при анализе результатов термографического исследования пациентов с токсической аденомой щитовидной железы в декомпенсированном состоянии разница температур над «горячим» узлом и симметричной областью щитовидной железы, несмотря на повышенную функциональную активность узла, оказалась недостоверной (не превышала 1°С).

В литературе лишь у А.М.Погосяна 24 и А.И.Никитенко 2 встречается оценка результатов радиотермометрии у пациентов с кистами щитовидной железы, хотя сами наблюдения включали лишь по 4 случая. Среднее значение разницы температур над кистой и симметричной областью щитовидной железы составляло –0,3±0,18°С и –0,4±0,2°С соответственно.

Неоднородная тепловая картина наблюдается при раке щитовидной железы. Гипотермия определяется при опухолях с выраженным внутриузловым склерозом, гиалинозом с плотной капсулой. Гипертермия характерна для опухолей фолликулярного и папиллярного строения, а также для низкодифференцированного рака; Dt°=1,9±0,4°C 24. По наблюдениям А.И.Никитенко 2, разница температур при фолликулярном и папиллярном раке составляла 1,4±0,4°С, а при анапластическом раке — 2,1±0,3°С.

Термографию с целью выявления рака щитовидной железы необходимо проводить в комплексе с другими клиническими и инструментальными исследованиями, так как не во всех случаях зона гипертермии над образованием точно соответствует расположению последнего, что связано с конвекционной передачей тепла. Для улучшения дифференциальной диагностики заболеваний щитовидной железы Л.Н.Камардин с соавт. 27, 28 применяли термографию и реографическое исследование. Установлено, что при раке щитовидной железы уменьшается кровоток в опухоли и наблюдается гипертермическая реакция, т. е. проявляется обратная закономерность.

Большие трудности возникают при дифференциальной диагностике доброкачественных и злокачественных новообразований, особенно не содержащих железистой ткани, которые не накапливают радиофармпрепарат, с помощью существующих многочисленных методов клинического и инструментального исследования, особенно на ранней стадии развития 35.

Обнаружена корреляция между данными функциональной активности железы, устанавливаемой при радиоизотопном исследовании и показаниями термографии. «Холодным» узлам, выявляемым на термограмме при нетоксическом зобе, соответствуют зоны гипотермии. В случае повышенной функциональной активности аденом, подтвержденной результатами радиоизотопного исследования, на термограмме определяется гипертермия. Изменения температуры зависят также от процессов, происходящих в глубине тканей. Над теми органами и тканями, в которых наблюдаются низкая метаболическая активность и плохое снабжение кровью, температура кожи снижается 23. На возможность рака щитовидной железы у больного узловым зобом может указывать уменьшение накопления изотопа в области узла, выявленное при сканировании, и гипертермия, обнаруженная при термографическом исследовании 26, 36. С целью повышения возможностей термографии в диагностике заболеваний щитовидной железы Г.И.Зеновко с соавт. 23, А.А.Филатов и А.В.Святов 37 применяли пробу с охлаждением в различных модификациях. Для этого с помощью пульверизатора наносили охлаждающую жидкость (спирт, эфир и вода в равных частях, хлорэтил) на переднюю поверхность шеи до равномерного охлаждения. После охлаждения ткани над злокачественным образованием и в области метастазов температура увеличивается значительно быстрее, чем над доброкачественной опухолью или в отсутствие патологии.

Таким образом, данные литературы о возможностях применения метода радиотермометрии для диагностики патологии щитовидной железы характеризуются в достаточной степени разнородностью, а по некоторым вопросам даже противоречивостью. Это позволяет говорить о том, что проблема радиотермометрической семиотики различных заболеваний щитовидной железы остается актуальной и во многих вопросах не до конца изученной. Но уже имеющиеся результаты дают возможность считать использование этого метода весьма перспективным.

Литература

  1. Власов И.П. Значение тепловидения в диагностике хирургических заболеваний щитовидной железы. Проблемы эндокринологии 1979; 1: 7—11.

  2. Никитенко А.И. Дифференциальная диагностика и хирургическое лечение образований щитовидной железы. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Н.Новгород; 1997.

  3. Терентьев И.Г., Комов Д.В., Ожерельев А.С., Ориновский М.Б. Радиотермометрия в комплексной диагностике и оценке эффективности лечения опухолей молочной железы. Н.Новгород; 1996.

  4. Кошечкин С.В. Диагностические возможности теплорадиовидения для определения глубины ожогов в ранние сроки. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Н.Новгород; 1992.

  5. Терентьев И.Г. Радиофизические методы в комплексной диагностике рака молочной железы. Автореф. дис. … докт. мед. наук. Н.Новгород; 1992.

  6. Суворова Л.В. Возрастные особенности и топография глубинных температур здоровых детей 6—15 лет (по данным СВЧ-радиотермометрии). Автореф. дис. … канд. мед. наук. Н.Новгород; 1994.

  7. Колосова О.С. Термографическая оценка состояния микроциркуляции у детей в норме и патологии. Автореф. дис. … докт. мед. наук. Н.Новгород; 1997.

  8. Бархатова Т.Н. Нарушение функции щитовидной железы и беременность. Акушерство и гинекология 1978; 5: 72—75.

  9. Великолуг К.А., Шацова Е.П. Оценка функциональной активности щитовидной железы при беременности методом инфракрасной термографии. Экология человека 1997; 1: 17—18.

  10. Попов В.А. Клинико-физиологическая характеристика теплового излучения в диагностике и лечении поражений кровеносных сосудов. Автореф. дис. … докт. мед. наук. Архангельск; 1997.

  11. Малыгин В.А. Радиотермометрия в диагностике заболеваний молочной железы. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Н.Новгород; 1993.

  12. Мельникова В.П., Попова А.Е. и др. Диагностические возможности тепловидения в клинической практике. Вестник хирургии им. И.И.Грекова 1996; 4: 75—77.

  13. Павлов В.В. Теплотомографические проявления аппендицита и их использование в диагностике стертых и атипичных его форм. Автореф. дис. … канд. мед. наук., М; 1994.

  14. Попов В.А. Оценка адаптационных сосудистых реакций моряков при профилактических отборах для работы в условиях Севера. Морской медицинский журнал 1997; 2: 14—17.

  15. Федосеенко Т.С. Функциональное тепловидение и радиотермометрия в диагностике радикулопатий у больных с остеохондрозом поясничного отдела позвоночника. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Н.Новгород; 1993.

  16. Филиппов В.А., Щекатуров В.А. Технические средства медицинской термометрии. Военно-мед журнал 1986; 6: 49—50.

  17. Лушицкий М.А., Винник Л.Ф. Цветная контактная термография в диагностике заболеваний щитовидной железы. В кн.: Тепловидение в медицине. Труды Всесоюзн. конф. «Тепловизионные приборы, направления развития и практика применения в медицине». Ч. 2. Л; 1981; с.46—48.

  18. Зеновко Г.И. Роль термографии в диагностике заболеваний щитовидной железы. Проблемы эндокринологии 1984; 4: 21—25.

  19. Зеновко Г.И. Результаты термографического обследования и хирургического лечения заболеваний щитовидной железы. Вестник хирургии 1988; 3: 74—76.

  20. Зеновко Г.И., Семуков Я.С. Диагностика и хирургическое лечение заболеваний щитовидной железы. Хирургия 1989; 3: 76—79.

  21. Филатов А.А. Комплексное лучевое обследование больных с «холодными» узлами в щитовидной железе. Мед радиология и радиац безопасность 1985; 8: 34—36.

  22. Филатов А.А., Гинзбург Л.И. Термографическое исследование щитовидной железы. Мед радиология и радиац безопасность 1984; 5: 36—39.

  23. Зеновко Г.И. Термография в хирургии. М: Медицина; 1998.

  24. Погосян А.М. Термография, эхография и прицельная аспирационная пункция в комплексной диагностике узловых форм заболеваний щитовидной железы. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М; 1980.

  25. Шацова Е.Н., Попов В.А. Возможности тепловидения при тиреоидной патологии. В кн.: Тепловая аппаратура и практика ее применения. Тр. Всесоюзн. конф. Ч.2. Л; 1987; с.77—80.

  26. Зеновко Г.И., Семуков Я.С., Белов И.И. и др. Диагностика и результаты хирургического лечения заболеваний щитовидной железы. В кн.: Научные достижения — в практическую работу. Тез. докл. Института мед.-биолог. проблем России. Вып.7. М; 1994; с.54—57.

  27. Камардин Л.Н., Кузьмичев А.С. Термография в дифференциальной диагностике узловых форм зоба и рака щитовидной железы. Вестник хирургии им. И.И.Грекова 1983; 5: 70—74.

  28. Камардин Л.Н., Романчишен А.Ф., Кузьмичев А.С. О влиянии изменения кровотока на термографическую картину при заболеваниях щитовидной железы. В кн.: Тепловидение в медицине. Труды Всесоюзн. конф. «Тепловизионные приборы, направления развития и практика применения в медицине». Ч.2. Л; 1981; с.37—42.

  29. Шацова Е.П., Добродеева Л.К., Попов В.А. Современные методы в диагностике заболеваний щитовидной железы. Л; 1985.

  30. Williams .Temperature measurement in breast disease. Ann N Y Acad Sci 1964; 121: 272—281.

  31. Мирошникова В.П., Мирошников М.М. и др. Клиническое тепловидение. СПб: ГОИ им. С.И.Вавилова; 1999.

  32. Aarts N.S. Some experiments with thermography. J Radiol Electrol 1967; 48 (1—2): 76—79.

  33. Орлов Г.А., Шацова Е.П., Попов В.А. Использование инфракрасной термографии для оценки эффективности лечения тиреотоксикоза. Советская медицина 1982; 10: 51—55.

  34. Власов И.П., Суханова В.Ф., Михайлов В.А. Применение тепловидения в медицине. В кн.: Тр. Всесоюзн. конф. «Тепловизионные приборы, направления развития и практика применения в медицине». Ч.2. Л; 1981; с.42—45.

  35. Leeper R.D. Thyroid cancer. Med Clin North Amer 1985; 69(5): 1079—1096.

  36. Chan F.M. et al. Thyroid diagnosis by thermal sequence analysis. Biomed Mater Eng 1995; .5(3): 169—183.

  37. Филатов А.А., Святов А.В. Ультразвуковое и термографическое исследование щитовидной железы. Мед радиология и радиац безопасность 1988; 3: 78—82.









Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь