Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© А.Г. Кочетков, О.В. Бирюкова, Т.И. Васягина,
Н.И. Петрова, 2003 г.
УДК 616—003.96—.004.58
Поступила 15.03.2003 г.

А.Г. Кочетков, О.В. Бирюкова, Т.И. Васягина, Н.И. Петрова

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Общие закономерности адаптации и работоспособность

Особенности современной жизни с ее психоэмоциональными нагрузками, гипокинезией, нерациональным питанием приводят к снижению структурно-функционального резерва организма и, как следствие, к развитию различных заболеваний и преждевременному старению. Известно, что здоровье человека определяется мерой адаптированности к факторам среды. Рассматривать пути повышения качества здоровья возможно только с позиции системных представлений о структуре индивидуальных адаптаций.

Целью исследования является изучение общих закономерностей адаптации организма к двигательным нагрузкам, а также комплексная оценка работоспособности с учетом состояния органов и систем организма.

Материалы и методы. Исследование проведено на 120 животных (собаках), подбор которых в эксперимент проводился по экстерьеру, возрасту (1,5—2,5 года), массе (10—15 кг). Модели эксперимента позволяли изучить реакцию организма и его органов на однократные, многократные и повторяющиеся циклы тренировок (двигательные нагрузки в форме бега на ленте тредмилла со скоростью 15 км/ч). Изучено состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем. Исследования проводились с помощью оригинальных физиологических (определение адаптации — авт. свид. 665888, физической тренировки — авт. свид. 733641, работоспособности — авт. свид. 1266529), клинико-инструментальных, биохимических и морфологических методов. Общие закономерности реакции, выявленные в экспериментах на животных, были апробированы на группе спортсменов-лыжников (50 человек). Материал обрабатывали с применением методов математического анализа и вариационной статистики.

Результаты и обсуждение. В результате проведения исследований установлены закономерности адаптации организма к однократным взаимодействиям (двигательным нагрузкам), которые проявляются в стадийности развития реакций кардиореспираторной системы.

Рис. 1. Стадийность адаптационной реакции по динамике частоты
сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) при однократной
двигательной нагрузке
Стадийность адаптационной реакции по динамике частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) при однократной двигательной нагрузке

На рис.1 видно, что первоначальная стадия адаптационной реакции проявляется в рассогласовании системы в ответ на действие фактора и характеризует состояние «новизны фактора» (на графике она обозначена точкой 3а). Продолжение нагрузки приводит к развитию признаков дезинтеграции в деятельности кардиореспираторной системы (на графике точка 3б); уменьшение признаков дезинтеграции означает начало четвертой стадии (точка 4н). Четвертая стадия приводит к формированию этапа завершенного взаимодействия, сутью которого является состояние узнавания сигнала (точка 4к) — состояние интеграции в деятельности кардиореспираторной системы. Окончание этапа интеграции вызывает развитие напряжения и повторной дезинтеграции в деятельности кардиореспираторной системы, которая может привести к гибели организма. Такие взаимодействия являются избыточными и на графике представлены как стадии 5 и 6.

Таким образом, первые три стадии адаптации отражают реакцию организма на незавершенные взаимодействия. Четвертая стадия определяет развитие состояния адаптированности кардиореспираторной системы к действию сигнала и является мерой работоспособности индивида. Диагностика данной стадии позволяет выявить оптимальную величину нагрузки. Оптимальная нагрузка характеризуется стабилизацией параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем на определенном, индивидуальном для каждого организма уровне, при этом длительность удержания стабильного уровня также индивидуальна и определяется структурно-функциональным резервом как сердечно-сосудистой, так и (для 60% случаев) дыхательной системы. Все это позволяет унифицировать величину (дозу) воздействия на организм.

Рис. 2. Индивидуальные особенности динамики ЧСС при нагрузках «до отказа»
Индивидуальные особенности динамики ЧСС при нагрузках «до отказа»

На рис. 2 представлены индивидуальные варианты адаптационной реакции при однократной предельной двигательной нагрузке. Одно и то же состояние, например окончание стабилизации (точка 4к), у животного X развивается через 250 мин бега, у XX — через 120 мин и у XXX — на 45-й минуте от начала нагрузки. Приведенный график показывает несостоятельность использования дозирования по времени, поскольку сроки развития адаптационной реакции индивидуальны для каждого животного. Нагрузка, дозируемая по времени, может попадать на разные стадии в деятельности кардиореспираторной системы и может быть как оптимизирующей, так и повреждающей.

Вместе с тем, предельные нагрузки позволяют выявить уровень функционального резерва и работоспособность индивида. В качестве примера рассмотрим протоколы обследования животных с различной работоспособностью.

Высокой работоспособностью обладает собака А, длительность предельной нагрузки которой близка к максимальной — 189 мин. Среднее значение ЧСС за все время бега — 172 удара в минуту, средняя частота дыхания — 342 цикла в минуту. На ЭКГ: ЧСС до и после нагрузки — несколько ниже среднегрупповых значений (соответственно 81 и 154 удара в минуту), электрическая ось сердца отклонена вправо (+78°), систолический показатель и его отклонение от должного до и после нагрузки — в пределах нормы. Зубец RV1-6 — высокий, после бега снижается. Зубец Т до бега — высокий, после бега TV1-3 снижается, TV4,5 растет. Гистологически в миокарде выявлено увеличенное кровенаполнение. В сократительных кардиомиоцитах отмечена гомогенизация крист и лизис внутренних мембран митохондрий при сохранении поперечной исчерченности миофибрилл. Энзимный профиль характеризуется снижением активности реакции на СДГ и НАДН-ДГ, что свидетельствует об уменьшении доли аэробного энергообеспечения.

Низкий уровень функционального резерва кардиореспираторной системы зарегистрирован у собаки В, отказ от бега у которой происходит на 38-й минуте при росте ЧСС до 230 в минуту и падении частоты дыхания до 187 циклов в минуту. На ЭКГ: ЧСС до бега — на уровне средней в группе, после бега превышает средние значения. Электрическая ось сердца до бега отклонена влево, после бега идет сдвиг вправо. Систолический показатель до бега в пределах нормы, после бега превышает должный на 9,6%. Амплитуда зубца R до бега — меньше средних значений, после бега несколько возрастает, кроме отведения V2, где зубец R снижается. Амплитуда зубца Т до бега соответствует средним в группе, после бега возникает синдром ТV1>TV6, растет зубец ТV1,2 при инверсии зубца TV4,5,6. В миокарде желудочков наблюдаются распространенные дистрофические изменения, мелкоочаговые кровоизлияния, явления отека.

Таким образом, по длительности нагрузки «до отказа» и значениям ЧСС животные разделились на группы с высоким, средним и низким уровнем работоспособности и функционального резерва. При изучении щитовидной железы было установлено, что высокому уровню работоспособности соответствуют гипофункциональное состояние тиреоидной паренхимы, низкий уровень транскапиллярного обмена. Среднему и минимальному уровням работы до «отказа» соответствует гиперфункциональное состояние тиреоидной паренхимы с повышенным содержанием С-клеток, небольшим числом тканевых базофилов, широким просветом капилляров.

У длительно бегающих животных в соматических лимфатических узлах выражено перераспределение клеток: в лимфоидном узелке — уменьшение на 66%; в паракортикальной зоне — увеличение на 46%, отмечено увеличение плотности популяции клеток (на 37%) в мякотных тяжах. У животных с небольшим временем бега интенсивность миграционного потока, определяемого по соотношению плотности клеток герминативный центр/ паракортикальная зона, выражена в меньшей степени [1].

Исследование животных при многократных повторениях циклов взаимодействий (4 цикла) выявило этапность адаптационного процесса. В динамике работоспособности при многократных нагрузках, дозируемых по времени окончания стабильного состояния ЧСС и частоты дыхания, проявляется выраженная индивидуальность, однако у всех животных прослежена закономерная этапность изменчивости работоспособности (рис.3).

Рис. 3. Этапность адаптации к многократным нагрузкам по динамике
работоспособности при четвертой стадии взаимодействия
Этапность адаптации к многократным нагрузкам по динамике  работоспособности при четвертой стадии взаимодействия

Выделено четыре этапа реакции: на I этапе наблюдается рост работоспособности, на II этапе появляется плато с максимальным уровнем адаптации к фактору, затем работоспособность начинает падать (III этап) и, несмотря на оптимальную величину нагрузки, развивается перенапряжение — IV этап адаптационной реакции. В основе падения работоспособности на III этапе лежит явление монотонии, которая отражает «усталость» живой системы, возникающей при многократном взаимодействии даже с оптимальным сигналом. При сигналах такого рода формируется постоянное воздействие на одни и те же элементы системы.

Нами показано, что реакции завершенного взаимодействия способствуют максимально быстрому росту адаптационного резерва, а двигательные нагрузки, формирующие незавершенное взаимодействие, содержат эффект «новизны фактора», который является естественным (эволюционным) регулятором адаптационного процесса, вызывающим сброс монотонии (рис. 4, 5).

Рис. 4. Индивидуальный график этапности адаптации к многократным
нагрузкам при четвертой стадии взаимодействия
Индивидуальный график этапности адаптации к многократным нагрузкам при четвертой стадии взаимодействия

Рис. 5. Индивидуальный график этапности адаптации к многократным
нагрузкам в условиях управления адаптационным процессом
Индивидуальный график этапности адаптации к многократным нагрузкам в условиях управления адаптационным процессом

В первом случае (рис.4) эффект монотонии начинает проявляться после 30 нагрузок, когда на фоне адаптированности к данной величине сигнала (период от 20 до 30 нагрузок) формируется пик работоспособности (время бега собаки достигает 300% и более), после которого закономерно происходит ее снижение, несмотря на продолжение тренировок оптимальными нагрузками. У животных в этот период отмечены ухудшение метаболических условий функционирования скелетных мышц, сердца, диафрагмы; обеднение их энергоресурсов, появление в миокарде и скелетных мышцах некротически измененных клеток, очагов склероза и кровоизлияний. В надпочечных железах выявлены гипертрофия мозгового вещества, клубочковой зоны, признаки повреждения кортикоадреноцитов пучковой зоны.

Признаками прохождения оптимального состояния (пика работоспособности) являются уменьшение длительности удержания стабильного состояния и повышение ЧСС в процессе нагрузки.

Формирование первого высокого уровня работоспособности приводит к развитию адаптированности, что отражается на показателях кардиореспираторной системы: наблюдаются уменьшение ЧСС и систолического показателя в состоянии покоя, снижение величины объемного кровотока и интенсивности кровотока до нагрузки, снижаются потребление кислорода и величина дыхательного эквивалента. Возрастает величина кислородного пульса, что отражает экономизацию функции дыхательной системы. Вместе с тем нагрузки на первом пике воспринимаются как большие, о чем свидетельствуют рост систолического показателя после нагрузки и его отклонение от должного. Увеличение кровотока сопровождается ростом показателей систолического, дикротического и диастолического индексов, что отражает начало перенапряжения, преимущественно центральной гемодинамики. Появляются признаки снижения эффективности работы дыхательной системы в виде падения коэффициента использования кислорода после нагрузки.

Во втором случае (рис. 5) явления монотонии снимали нагрузками незавершенного взаимодействия (нагрузки 3а стадии). В этом случае возвращение к нагрузкам завершенного взаимодействия (нагрузки до четвертой стадии) закономерно определяет повторный рост работоспособности (до 1200% от исходного и в три раза — от уровня первого пика). Установлено, что нагрузки, дозируемые индивидуально, по началу стабилизации показателей ЧСС и частоты дыхания (нагрузки до 3а, рис.1) являются эффективным средством снятия напряжения в системе.

Формирование второго пика происходит в более короткие сроки (10 нагрузок) в сравнении с первым пиком (15—18 нагрузок) и обусловливает значительный рост работоспособности: время бега возрастает с 15,8±1,2 до 66,0±4,7 мин. На рис. 5 представлена динамика работоспособности у животного С на втором пике. Возникающие при этом изменения в системе кровообращения характеризуются согласованным взаимодействием центрального и периферического кровообращения: показатели интегральной реограммы тела и реовазограммы до и после бега практически не меняются. Отмечено возвращение значений частоты, глубины, минутного объема дыхания, дыхательного эквивалента и ЧСС к исходному уровню до начала тренировок.

Щитовидная железа собак, находящихся на втором пике работоспособности, имеет признаки умеренного гипофункционального состояния (плоский и кубический фолликулярный эпителий, плотный коллоид). Причем у животных с невыраженным эффектом тренировки транскапиллярный обмен в железе характеризуется увеличением просвета капиллярного русла.

Продолжение тренировок на этом фоне вызывает развитие явлений монотонии, что приводит к истощению адаптационного потенциала с явлениями перетренировки и падению работоспособности. Прерывание цикла путем перехода к нагрузкам до 3а стадии формирует перестройку взаимодействующих элементов, восстанавливает количество значимых связей до исходного уровня. Назначение тренировок в режиме интегрирующих нагрузок до четвертой стадии приводит к приросту работоспособности, но в этом случае повышение работоспособности происходит без явлений перенапряжения и перетренировки. В связи с этим нами сформирован алгоритм тренировок, который не только определяет рост работоспособности организма, но и позволяет удерживать ее в течение длительного времени без повреждений в системах организма.

Таблица 1
Средние значения показателей работоспособности собак в условиях многократных
двигательных нагрузок
Средние значения показателей работоспособности собак в условиях многократных двигательных нагрузок
*— статистически значимые изменения показателей, р<0,05.

Таблица 2
Средние значения ЧСС в условиях многократных двигательных нагрузок
Средние значения ЧСС в условиях многократных двигательных нагрузок

В табл. 1, 2 показаны средние значения показателей работоспособности и ЧСС на протяжении четырех циклов тренировок (до 132 дней). Прирост этих показателей свидетельствует о длительном удержании зоны адаптированности и поддержании адаптационных процессов на высоком уровне.

Отсутствие структурных повреждений в тканях органов на первом, втором, третьем, четвертом пиках работоспособности показали исследования, выполненные в нашем коллективе Ю.Р.Сил­киным и О.В.Бирюковой [2, 3], В.Н. Садовниковым и Ю.С.Жданкиной [4] — на сердце; А.Г. Кочетковым [5], Н.В.Кольтюковой [6] — на надпочечных железах; Н.И.Петровой [7, 8] и А.В. Без­денежных [9] — на щитовидной железе; Л.Г.Никоновой [10] — на поджелудочной железе; В.Е.Савельевым [1] — на соматических лимфатических узлах; М.Ю.Самариным [8, 11] — на аденогипофизе; Е.Р.Эрастовым [12] — на двигательных зонах спинного и головного мозга.

Выявленные в эксперименте на животных закономерности адаптации к однократным и многократным взаимодействиям были подтверждены при обследовании спортсменов, тренирующихся на выносливость. В результате исследований была разработана программа повышения устойчивости организма к факторам среды, которая не имеет аналогов в мире и основана на авторских свидетельствах и патентах РФ на изобретения. Комплекс мероприятий по повышению структурно-функционального резерва организма предусматривает:

оценку функционального резерва с градацией на высокий, средний и сниженный уровни;

разработку режима тренировки, включающего определение мощности тренирующей нагрузки;

определение величины тренирующей нагрузки;

распределение тренирующих нагрузок в цикле тренировок с повторной оценкой уровня функционального резерва по окончании цикла тренировки.

Применение программы повышения работоспособности позволяет повысить функциональный резерв и работоспособность не менее чем в два раза от исходного уровня.

Заключение. Таким образом, комплексное исследование на животных с применением физиологических, биохимических и морфологических методов позволило выявить закономерности адаптации организма к двигательным нагрузкам, которые проявляются в стадийности развития реакции системы при однократных нагрузках и этапности адаптационного процесса при многократных повторениях циклов взаимодействий (4 цикла). Индивидуальные и типологические особенности реакции органов и систем связаны с функциональным резервом и определяют уровень работоспособности. На основе выявленных закономерностей адаптации разработана программа повышения устойчивости организма к факторам среды.

Литература

  1. Бирюкова О.В. и Савельев В.Е. Индивидуально-типологические особенности строения лимфатического узла в зависимости от работоспособности и функционального резерва. Морфология 2000; 5: 40—42.
  2. Силкин Ю.Р., Кочетков А.Г., Бирюкова О.В. и др. Системная организация сердца при адаптации организма к двигательным нагрузкам. Морфология 1999; 4: 22—26.
  3. Кочетков А.Г., Бирюкова О.В., Усов А.И. Формирование и удержание высокого уровня работоспособности в эксперименте. В кн.: Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб; 2002; с.24—28.
  4. Садовников В.Н., Жданкина Ю.С. Дифференцированность приспособительной реакции терминального сосудистого русла стенки правого желудочка сердца при многократной двигательной активности организма. В кн.: Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб; 2002; с.52—55.
  5. Кочетков А.Г. Морфофункциональные эквиваленты реакции аденогипофиза и надпочечников при адаптации организма к двигательной нагрузке. Дис. …докт. мед. наук. М; 1981.
  6. Кольтюкова Н.В. Морфологические изменения надпочечника при адаптации к многократным индивидуально дозированным физическим нагрузкам. Морфология 1997; 2: 79—86.
  7. Петрова Н.И. Признаки срочной и долговременной адаптации щитовидной железы у собак к физической нагрузке. В кн.: Аспекты адаптации. Сб. науч.тр. Горький, 1988; с.118—124.
  8. Kochetcow A.G., Stelnicowa I.G., Samarin M.Y., Petrowa N.I. Morphofunctional foundations of endocrine function perfection in training process. In: Acta et commentationes universitatis tartuensis. Tart; 1994; 967: 18—27.
  9. Безденежных А.В. Исследование очаговой активности щитовидной железы при физических нагрузках на основе измерения высоты фолликулярного эпителия. В кн.: Аспекты адаптации. Сб. науч.тр. Нижний Новгород; 2001; с.141—151.
  10. Никонова Л.Г. Морфологическая характеристика поджелудочной железы собаки при систематических физических нагрузках. Дис. … канд. мед. наук. М; 2000.
  11. Самарин М.Ю. Стромально-паренхимные взаимоотношения в дистальной части аденогипофиза. Дис. … докт. мед. наук. М; 2000.
  12. Кочетков А.Г. Бирюкова О.В., Эрастов Е.Р. Структурно-функциональная характеристика клеточных элементов моторной коры при формировании третьего «пика» работоспособности. Нижегород мед журнал 2002; 2: 16—20.








Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь