Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© А.И. Коновалов, А.В. Дмитроченков, А.А. Кузнецов,
С.А. Ананьин, Ю.В. Коротунов, Д.А. Шуркин, 2004 г.
УДК 616.8:355.232
Поступила 17.01.2003 г.

А.И. Коновалов, А.В. Дмитроченков, А.А. Кузнецов, С.А. Ананьин, Ю.В. Коротунов, Д.А. Шуркин

Военно-медицинский институт Федеральной службы безопасности РФ, Нижний Новгород

Показатель нервно-психической устойчивости как фактор успешности обучения в высших военно-учебных заведениях профессионального образования

В последние несколько лет существенно повысилось внимание к мероприятиям психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих [1, 2]. Это объясняется рядом факторов, среди которых важнейшее значение имеют:

реформирование Вооруженных Сил РФ, одним из компонентов которого является снижение количественного состава армии при сохранении обороно­способности страны;

повышение роли человеческого фактора в поддержании боеспособности частей и подразделений;

ухудшение психофизиологического состояния призывного контингента [3].

Кроме того, отмечаются увеличение распространенности социально-обусловленных заболеваний (неврозы, алкоголизм, наркомания, психосоматические и поведенческие расстройства), рост суицидов (до 50 случаев на 100 тыс. населения страны). На этом фоне отмечается рост показателя увольняемости по состоянию здоровья военнослужащих, проходящих службу как по призыву, так и по контракту [4].

Психофизиологическое сопровождение учебного процесса в высших военно-учебных заведениях осуществляется на всех этапах обучения. Например, целью психофизиологического сопровождения на этапе первоначальной военной подготовки и обучения на первом курсе является ускорение военно-профессиональной адаптации и освоения военной техники и вооружения.

Результаты психофизиологического сопровождения учебного процесса в высших военно-учебных заведениях оцениваются по следующим показателям: по уровню военно-профессиональной направленности, по уровню адаптации к учебе и военной службе, по уровню профессионально важных качеств, по уровню нервно-психической устойчивости (НПУ).

Нами проведен анализ материалов работы групп профессионального отбора военных комиссариатов и группы профессионального отбора Нижегородского филиала военно-инженерного университета (НФВИУ) по результатам распределения абитуриентов по профессиональной пригодности при поступления в ввуз. Анализ проводился путём сравнения результатов работы групп профессионального отбора военных комиссариатов по месту жительства абитуриентов и группы профессионального отбора НФВИУ. В своей работе все указанные группы профессионального отбора используют одинаковые методики и руководствуются приказами МО России. Сводные данные полученных результатов представлены в табл. 1.

Таблица 1
Показатели профессиональной пригодности абитуриентов по данным групп
профессионального отбора военных комиссариатов и НФВИУ,%
Показатели профессиональной пригодности абитуриентов по данным групп профессионального отбора военных комиссариатов и НФВИУ,%

Из таблицы видна существенная разница в показателях групп профессионального отбора военных комиссариатов и группы профессионального отбора НФВИУ. По данным карт профессионального отбора военных комиссариатов все прибывшие для сдачи вступительных экзаменов абитуриенты, как военнослужащие, так и гражданская молодежь, имели 1-ю и 2-ю категории профессиональной пригодности. В среднем за годы наблюдения доля лиц с 1-й категорией составила 61,7±3,2%, а доля лиц, имеющих 2-ю категорию, — 38,3±3,2%. Однако в процессе работы группы профессионального отбора НФВИУ в период подготовки и сдачи вступительных экзаменов абитуриентами получены совершенно другие результаты. Так, доля лиц с 1-й категорией профессиональной пригодности среди поступающей гражданской молодежи составила всего лишь 3,0%, имеющих 2-ю категорию — от 8,2±1,2% в 1999 г. до 14,3±1,7% в 2001 г.

Основную массу абитуриентов составили лица, имеющие 3-ю группу профессиональной пригодности, — 81,3±1,8; 77,6±2,1; 74,2±2,1% в 1999, 2000, 2001 гг. соответственно. Полученные результаты, по нашему мнению, могут свидетельствовать о недостаточно эффективной и непрофессиональной работе в ряде случаев групп профессионального отбора военных комиссариатов.

По данным Л.Н. Касимовой [5], при обследовании практически здоровых подростков те или иные психические расстройства выявляются в 27,8—37,0% случаев. Распространенность депрессивных расстройств среди подростков, по различным данным, колеблется от 8,6 до 50,0%.

При изучении материалов, характеризующих результаты отбора призывников для поступления в ввуз, обращал на себя внимание тот факт, что с каждым годом возрастало количество лиц, имеющих неблагоприятные показатели нервно-психической устойчивости.

При проведении анализа материалов психофизиологического сопровождения учебного процесса курсантов и слушателей особое внимание нами было уделено показателям НПУ курсантов и слушателей, а также способности их адаптации к условиям военной службы и учебе. Анализ проводился за 1999—2001 гг. и включал в себя изучение личных дел курсантов и слушателей в группах профессионального отбора, тестирование с помощью теста «Прогноз», изучение и анализ материалов психофизиологического сопровождения учебного процесса курсантов и слушателей. Данные показателей НПУ курсантов НФВИУ 1—5-го курсов за 1999—2001 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2
Показатели НПУ у курсантов 1—5-го курсов за 1999—2001 гг., %
Показатели НПУ у курсантов 1—5-го курсов за 1999—2001 гг., %

Как следует из таблицы, в целом картина уровня НПУ сопоставима с уровнем военно-профессиональной направленности у курсантов. Однако, проведя более детальный анализ, можно заметить, что доля курсантов, имеющих средний уровень НПУ, практически не меняется, а, наоборот, имеет тенденцию к увеличению. Так, доля курсантов, имеющих средний уровень НПУ возросла с 61,7±2,0% на первом году обучения до 72,1±1,5% (p<0,01) на пятом году обучения. Доля курсантов, имеющих высокий уровень НПУ, также характеризовалась достоверным увеличением за анализируемый период с 13,9±1,4 до 20,2±1,4% (p<0,01) на первом и пятом годах обучения. Следовательно, доля лиц, имеющих высокий уровень НПУ на втором, третьем и четвертом годах обучения, — довольно стабильна и составляет в среднем 17,5%.

Представляет определенный интерес группа курсантов, имевших низкие показатели НПУ, хотя и наблюдается статистически достоверное (p<0,01) уменьшение их доли с 24,4±1,8 до 7,7±0,9% на 1-м и 5-м курсах обучения. Вызывает настороженность повышение доли курсантов с низкой НПУ на втором году обучения — 25,3% и довольно высокий их процент на 5-м курсе — 7,7%.

Таким образом, можно констатировать, что уровень НПУ за наблюдаемый период имел тенденцию к улучшению от курса к курсу в основном за счет изменения доли лиц с средним уровнем НПУ. Вызывает опасение тот факт, что к пятому году обучения доля лиц, имеющих высокий уровень НПУ, хоть и возросла, но осталась довольно низкой в целом и составила в среднем лишь 17,5% от общего количества курсантов.

Эти данные говорят о том, что целенаправленную работу по психофизиологической адаптации курсантов следует проводить начиная от прибытия абитуриента для сдачи вступительных экзаменов и в дальнейшем в процессе всего обучения, включая и выпускные курсы.

С целью выявления изменения уровня НПУ у курсантов первого года обучения нами был проведен его анализ в первые 6 мес обучения в НФВИУ. Исследование проводилось у 60 курсантов, анализировались показатели НПУ и адаптивности к военной службе и учебе, а также дисциплинированность, успеваемость в учебе и показатели физической подготовки (табл. 3).

Таблица 3
Показатели НПУ у курсантов 1-го курса НФВИУ,%
Показатели НПУ у курсантов 1-го курса НФВИУ,%

Как следует из табл. 3, доля лиц, имевших высокий, средний и низкий уровни НПУ при поступлении, в принципе не отличалась от приведенных данных за все курсы обучения. Статистически значимых изменений уровня НПУ у курсантов 1-го курса через 6 мес не произошло, хотя прослеживается определенная тенденция к уменьшению количества лиц с низким уровнем НПУ.

На рисунке представлена сравнительная характеристика показателей НПУ, успеваемости в учебе и воинской дисциплины.

Показатели НПУ, учебы, дисциплины курсантов 1-го курса
Показатели НПУ, учебы, дисциплины курсантов 1-го курса

Анализ дисциплины и успеваемости в учебе курсантов данной группы проводился по данным, представленным командирами учебных взводов и рот, и оценивался по пятибалльной системе. Данные по дисциплине исследуемых курсантов распределись следующим образом: курсанты, получившие оценку «отлично» — 5,0±2,8%, оценку «хорошо» — 48,3±6,4%, оценку «удовлетворительно» — 36,7±6,2%, оценку «неудовлетворительно» — 10,0±3,8%. Таким образом, общее число курсантов, получивших низкую оценку по дисциплине, составило 46,7% (около половины). Оценки успеваемости в учебе данной группы курсантов распределились таким образом: успевающих на «отлично» —1,7±1,6%, на «хорошо» — 30,0±5,9%, на «удовлетворительно» — 63,3±3,2%, на «неудовлетворительно» — 5,0±2,8%. По успеваемости в учебе доля курсантов, обучающихся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», составила 68,3%.

Доля курсантов, имеющих высокий уровень НПУ, составляет 16,7%, в то же время доли курсантов, имеющих высокие показатели в учебе и воинской дисциплине, составили всего 1,7 и 5,0% соответственно. Если по показателям НПУ основная доля приходилась на курсантов, имеющих средний уровень НПУ, то основную долю по показателям успеваемости составляют курсанты, успевающие на «удовлетворительно» — 68,3%. По показателю воинской дисциплины курсанты распределились почти поровну, между «хорошо» — 48,3% и «удовлетворительно» — 46,7%.

Таким образом, отмечается довольно высокое число курсантов, плохо успевающих в учебе и имеющих проблемы с воинской дисциплиной на первом году обучения. По данным показателям можно судить об определенных трудностях при переходе молодых людей к учебе и прохождению воинской службы в военном вузе. Следовательно, именно в данный период необходима реализация мероприятий по медико-социальной и психофизиологической адаптации их к обучению в высших военно-учебных заведениях профессионального образования.

Литература

  1. Квасов С.Е., Дмитроченков А.В., Кузнецов А.А. Вопросы адаптации слушателей Военно-медицинского института ФПС России в процессе обучения. В кн.: Тез. докл. «Состояние здоровья и организация медицинского обслуживания детей, подростков, учащихся и работающей молодежи». Н.Новгород; 2001; 163—166.
  2. Дмитроченков А.В., Кузнецов А.А., Калмыков А.В. Нервно-психическая устойчивость и вопросы занятости допризывной молодежи. В кн.: Тез. докл. «Актуальные проблемы адаптации к военной службе и психологической реабилитации участников боевых действий и контртеррористических операций». Н.Новгород; 2001; 29—31.
  3. Кузнецов А.А. Организационные аспекты совершенствования медицинского обеспечения СБД ПВ РФ в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Иваново; 2002.
  4. Дмитроченков А.В. Медико-социальные проблемы увольняемости военнослужащих по состоянию здоровья и разработка системы мероприятий медико-психологической адаптации к военной службе. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Рязань; 2001.
  5. Касимова Л.Н. О состоянии психического здоровья юношей допризывного возраста. В кн.: Тез. докл. «Актуальные вопросы медицинской реабилитации участников локальных вооруженных конфликтов». Н.Новгород; 2000; 10—11.







Лучших Бензогенераторов vladimir.skidkom.ru.
Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь